ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Школьная Жизнь
«Главное – вселить в ребёнка веру. Веру в себя и в свои способности. И тогда он сделает больше того, что вы от него ожидали.»

Школьная Жизнь

«Главное – вселить в ребёнка веру. Веру в себя и в свои способности. И тогда он сделает больше того, что вы от него ожидали.»
МЕНЮ

Добро пожаловать на персональный сайт учителя начальных классов Ольги Юрьевны Никитиной

Обо мне Эссе "А хочется успеть…"

Эссе «Я - учитель»

Никитина Ольга Юрьевна,

учитель МБОУ СОШ №12 г. Урай

    А хочется успеть…

Далеко за полночь. Домашние сладко посапывают под тёплыми одеялами. Только коты сфинксами улеглись по краям стола и внимательно наблюдают. Вот теперь можно и поработать…

Пытаюсь сосредоточиться на завтрашних уроках, но перед глазами возникают смеющиеся лица моих «сорванцов». Сегодня Андрей опять «бузил» на математике. Пытался сконструировать ракету из двух кубов, а не из конуса и цилиндра. У него там, видишь ли, «больше космического оборудования вместится». Романа вдруг захлестнула безграничная любовь к Дарье, хотя росточком то он в два раза ниже её. Кирилл поспорил с физруком, что школьные стены не всегда выдерживают силу мяча (он, видите ли, проверил!). Илья написал диктант на «4», а ему позарез нужна пятёрка. Всё как всегда. А тут ещё документация завуча, которая «горит» по срокам! Может, ну её, эту школу? Работают же люди …?!

И тут я понимаю, что не могу подобрать для себя иной профессии!

 

Я учитель. Школа – мое призвание. С детства я пропадала в ней с утра до вечера: уроки, пионерские сборы, субботники, школьная пионер газета. Родители, учителя, друзья – все были уверены в моем педагогическом будущем. Все, кроме меня.

И всё же сегодня я – учитель. И в том, что школа – моё призвание и моя жизнь, я уже уверена. Почему когда-то я выбрала эту профессию? И был ли мой выбор осознанным?

Считаю, что особенно счастлив тот, кто встретил в жизни настоящего учителя. Мне повезло, в моей жизни их было много. Как сейчас, вспоминаю урок литературы. Кашицын Николай Павлович, откинув руку вперёд, с затуманенным взором голубых глаз и внешностью Александра Сергеевича Пушкина, только русоволосого, цитирует волшебные строки романа «Евгений Онегин». И мы уже там, на балах, на скачках, ведём светские беседы и томимся скучными деревенскими вечерами. Исхакова Вера Тимофеевна, бегающая по классу со скоростью молекулы газообразного вещества, успевает по ходу движения нам так рассказать обо всех видах ускорения, что мы уже ни на минуту не сомневаемся в том, что центробежная сила существует! Асфандиярова Лира Миннулловна, мой первый учитель по классу скрипки, раскрывшая передо мной все тайны мира музыки… Склоняю перед вами голову, мои дорогие!

Не мудрено, что теперь и я учитель! Учитель начальных классов. Классная мама, уже в пятый раз перешагнувшая школьный порог со своими новыми учениками. И каждый раз, передавая ребят в среднее звено, задумываюсь: насколько они готовы к жизни? Сумела ли я заложить в них тот фундамент знаний и умений, который станет базой для их дальнейшего развития не завтра, не через год, а в будущем, когда пойдут они во взрослую жизнь, определятся с выбором профессии, найдут свою половинку?

Сегодня на наших глазах меняется мир, меняется школа. Меняются требования, предъявляемые государством к учителю и выпускнику. Технологии развиваются с необычайной скоростью, количество информации увеличивается с геометрической прогрессией. Изменились и сами дети: они стали более любознательными, не боятся задавать вопросы и высказывать свое мнение, они по-другому воспринимают и перерабатывают информацию, по-другому смотрят на мир.

И сейчас моя задача – быть на шаг впереди. Успеть овладеть новыми знаниями, новым, нужным, актуальным опытом, чтобы мои выпускники в будущем смогли «шагать в ногу со временем».

Сегодня президентская инициатива «Цифровая экономика» ставит перед учителем совершенно новую задачу – научить ребят ориентироваться в потоке информации, овладеть инструментами её поиска и систематизации. Мы живем в мире, когда взрослые уже не могут сказать своим детям: "Я знаю, как это бывает, я тоже был ребёнком", поскольку дети уже живут в другом мире.

Сегодняшний ребёнок с детского сада прекрасно ориентируется в мире информатизации. Хорошо это или плохо? А вот это уже будет зависеть от нас, взрослых. Можно бесконечно долго говорить о том, что сейчас общение из вербального превратилось в невербальное, что гаджеты заполонили нашу жизнь. Но это веяние времени. И я считаю, что рассуждать об этом, неразлучно имея в боковом кармане сотовый телефон, нам, взрослым, просто бестактно.  

Как же шагать в ногу со временем и не навредить? Как подготовить ребят к алгоритмичному современному миру и не забыть о струнах души? А ведь хочется всё успеть…

«Поменяй своё отношение к вещам, и ты будешь от них в безопасности», - говорил Марк Аврелий. А почему бы не повернуть гаджеты в сторону образования? И мы сделали это! Сначала я прошла курсы и узнала, какие издательства разрабатывают электронные учебники и приложения. Купила для себя несколько учебников, разобралась с их функционалом и направилась прямиком к директору. И, оказалось, как вовремя! Школа недавно закупила планшеты на два класса! Дело пошло.

Ребята на удивление быстро освоили работу с учебниками. Ох, уж эта зелёная кнопочка! Да она таит целый волшебный мир индивидуальной работы! Здесь и интерактивные таблицы, и схемы, и аудио, видеофайлы… С какой гордостью Елисей, раньше слабо успевающий по нескольким предметам, несёт мне свой планшет с индивидуально выполненной работой! Это его работа! И сегодня он освоил этот материал!

Позже я добавила несколько приложений на отработку словарных слов, изученных орфограмм, табличного умножения и скорочтения.  С каким азартом ребята играют в табличное умножение на скорость! «Ура! Я победила!» - кричит Настя, девочка, которая часто болела и пропустила почти 2 месяца во втором классе, когда мы изучали таблицу умножения. И я радуюсь вместе с ней, фиксируя её новый результат в индивидуальной таблице достижений. Каждый день ребята ставят новые рекорды. Вчера Артём читал 80 слов в минуту, а через неделю уже 90! И это не сказка. Это реальность.

Ребята перестали пропускать школу. Не знаю, как это связано, но они стали меньше болеть. Повысилась мотивация. Ребята стали более уверенными в своих знаниях. Теперь им и не страшно «заявиться» на очередную олимпиаду.

Но самое важное для меня – это интерес. Интерес ребят к школе, знаниям, к самому процессу обучения. «Чтобы кто-то другой сделал то, что вам нужно, он должен этого захотеть». Как писал Дейл Карнеги, «это единственный на Земле способ заставить человека что-нибудь сделать». Интерес насыщает школьную жизнь новыми красками. И теперь вопрос «Зачем ты идёшь в школу?» не заставляет ребят судорожно вспоминать, что в таких случаях говорят взрослые.

На своих уроках я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. На любом уроке считаю очень важным учить детей мыслить, выражать математические формулы, орфографические правила обычным языком, «пропускать их через себя», через призму своего понимания; уметь объяснять то, что пишешь, что решаешь. Я полностью приветствую выражение мысли ученика на уроке: «Говори, что ты делаешь, не молчи». Я жду от детей объяснения на каждый, даже самый элементарный пример. Поэтому мои уроки – это «реки» речи, правильной аргументированной речи.

Благодаря свободному выходу в интернет, ребята имеют возможность на уроке не только довольствоваться информацией учебника, но и добывать её самостоятельно. Эти навыки стали особенно актуальны в третьем и четвёртом классах, когда ребята начали готовить к защите исследовательские проекты. Обрабатывая информацию, мы учимся работать в программах Microsoft Word, Power Point, строить диаграммы и пиктограммы.

Нет, работа на планшете ведётся не весь урок, а только 15 минут, как прописано по СанПиНу в третьих и четвёртых классах. Но и эти 15 минут делают своё дело! Цифровые ресурсы – это не цель, а средство. И ребята прекрасно это понимают.

А как же живое общение? – спросите вы. Или ваши ученики идут в школу только из-за планшетов?

Ну конечно, нет. Ведь я – учитель начальных классов. А это значит, что четыре года мы с ребятами и родителями «живём одной большой семьёй», потому что и успехи, и проблемы у нас общие. И нашу школьную жизнь мы тоже организуем вместе: и «Посвящение в первоклассники», на котором родители проходили квест вместе с детьми, и участие в спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», и «Фестиваль народов», где родители шили кукол в национальных одеждах, готовили национальные блюда и помогали в организации выставки, а мы с ребятами разучивали национальные игры и танцы, и «Фестиваль добрых дел», когда мы все вместе посещали приюты для беспризорных животных, развешивали кормушки, организовывали помощь ветеранам и просто пожилым людям, не имеющим родственников, и поездки в музеи этнокультурного центра «Силава», посёлка Половинка, и «Литературные вечера», на которых родители представляли буктрейлеры книг, предложенных для семейного чтения, а ребята для детского – всё  это мы делали вместе.

Строчки расплываются. За окном уже светает. Выключаю компьютер. Надо поспать. Завтра новая тема по математике, нужно поработать над скорочтением, проработать индивидуальные задания по русскому языку, выбрать темы для исследовательских работ, прорепетировать выступление для пап к 23 февраля. Глаза слипаются.

 А так хочется всё успеть…

© 2024. Персональный сайт учителя начальных классов О. Ю. Никитиной.